Темы занятий.

Фотография.

История фотографии.

Раздел носит обзорный характер. Ребята приходят в фотостудию обычно с представлениями о фотографии, как о чисто техническом виде творчества. Задача педагога — дать ученикам представление о фотографии как об искусстве, раскрыть ее многообразие.

Ребятам рассказывается об основных этапах изобретения фотографии. О том, как фотография помогает человеку познать мир, приводятся иллюстрации начиная с первых фотограмм и снимков Ньепса, сделанных на пластине покрытой асфальтовым лаком, заканчивая снимками обратной стороны Луны и объёмными голограммами. Показывается роль фотографии в науке, технике, общественной жизни.

Фотокомпозиция

Данная тема разбита на несколько занятий и изучается совместно с другими темами, позволяющими сразу закрепить полученные знания на практике. Так «Линейная и тональная перспектива», «Правило 1/3», «Вертикальный и горизонтальный кадр» изучаются с темой «Сельский пейзаж». Композиционные правила: «Точка съемки», «Ракурсы», «Кадрирование по линиям» - с темой «Городской пейзаж», так как, в зависимости от точки съемки и ракурса, характер строений на фотографии сильно меняется. Приемы «Диагональное строение композиции», «Ритмический рисунок изображения» изучаются с темой «Натюрморт», так как малые предметы, используемые в натюрмортах легко расположить по своему желанию, что в пейзаже не всегда возможно. Приемы «Тональность в фотографии», предшествуют изучению темы «Портрет». Снимая портрет в павильоне и, полностью контролируя освещение, легко добиться нужной тональности снимка.

Пейзаж сельский.

Выездная фотосъёмка в Измайловский лесопарк позволяет на практике закрепить следующие знания: порядок работы с фотоаппаратом при съемке; выбор горизонтальной или вертикальной форм кадра; практическое применение правил «линейной и тональной перспективы»; «правило 1/3».

Пейзаж городской.

Выездная фотосъёмка. Закрепление тем: «Точка съемки», «Ракурсы», «Кадрирование по линиям».

Натюрморт на просвет.

Многие предметы, окружающие нас, являются полупрозрачными и, фотографируя их на просвет, мы видим не только поверхность предмета, но и открываем для себя их внутреннюю структуру, с её эффектным строением, переливами цвета, не замечаемые в повседневной жизни.

Натюрморты на просвет требуют специального оборудования, поэтому в любительской практике снимаются редко.

Создание натюрморта на просвет, чем-то напоминает изготовление фотограммы или аппликации. Выкладывая предметы можно создать сюжетную картинку, а можно – абстрактный узор, то есть, фантазия ребят здесь ничем не ограничивается.

Съёмка натюрморта на просвет является первой павильонной съемкой, перед которой стоит задача познакомить ребят с особенностями съёмки цифровым фотоаппаратом, и при этом, получить интересные, эффектные снимки.

Натюрморт (новогодний, цветочный).

Цель занятий: развитие технического мастерства учащихся, получение знаний и навыков в работе со светом; изучение новых композиционных правил и закрепление пройденных.

На практике показывается роль света в придании предметам объема, подчеркивании фактуры материала, отделении предметов от фона и между собой. Рассматриваются типичные схемы освещения натюрморта. Создание контура предметов при освещение только фона. Подчеркивание контуров предметов заднедиагональным светом. Создание на стеклянных и металлических предметах бликов узким направленным лучом света. Просвечивание полупрозрачных предметов. Создание тени от предмета на фоне при помощи направленного света. Бестеневое освещение бликующих предметов.

Кроме обычной точки съемки со среднего уровня, существуют верхний и нижний ракурсы. Также происходит знакомство ребят с распространенными схемами построения предметов: кругом, овалом, треугольником, по диагонали, ритмическое чередование, подчеркиванием смыслового центра линиями.

Портрет.

Цель занятий: знакомство с основами портретной фотографии, развитие навыков фотосъемки портрета.

Ребятам показывается разнообразие изобразительных приемов фотографии; эмоционального воздействия портрета на зрителя, в зависимости от использования различных изобразительных и технических приемов. Особенности восприятия зрителем масштабов портрета (фрагментарного, лицевого, бюстового, погрудного, поясного, поколенного, в полный рост). Направление и виды света. Объясняются особенности восприятия портрета, освещенного фронтальным, переднедиагональным, боковым, заднедиагональным, контровым светом. Поясняются технические и психологические свойства рисующего, заполняющего, контурного, эффектного, фонового освещения, их взаимосвязь, тональность портрета. Проводятся практические съемки по заданным схемам освещения для каждого приёма.

Макросъёмка.

Макросъёмка – съёмка малых предметов или их деталей в крупных масштабах. Очень часто макросъёмка позволяет рассмотреть в обычных предметах интересные детали. Данный вид съёмки расширяет кругозор ребят, даёт возможность более внимательно смотреть на привычные предметы и видеть то, что другие люди не замечают. Развивает творческое мышление.